Основной синтаксис
Это подборка базового синтаксиса с примерами. В конце каждого раздела вы найдете ссылку на более подробное описание соответствующей темы.
Вы также можете изучить все основы Kotlin в бесплатном курсе Основы Kotlin от JetBrains Academy.
Определение имени пакета и импорт
Имя пакета указывается в начале исходного файла, так же как и в Java.
package my.demo
import java.util.*
// ...
Но в отличие от Java, нет необходимости, чтобы структура пакетов совпадала со структурой папок: исходные файлы могут располагаться в произвольном месте на диске.
См. Пакеты.
Точка входа в программу
В Kotlin точкой входа в программу является функция main
.
fun main() {
println("Hello world!")
}
Другая форма main
может принимать массив строк String
.
fun main(args: Array<String>) {
println(args.contentToString())
}
Вывод в стандартный поток
print
выводит свой аргумент в стандартный поток вывода.
print("Hello ")
print("world!")
println
выводит свой аргумент и добавляет перевод строки, так что следующее, что вы выведите, появится на следующей строке.
println("Hello world!")
println(42)
Функции
Функция принимает два аргумента Int
и возвращает Int
.
fun sum(a: Int, b: Int): Int {
return a + b
}
В качестве тела функции может выступать выражение. Тогда тип возвращаемого значения определяется автоматически.
fun sum(a: Int, b: Int) = a + b
Функция, не возвращающая никакого значения (void
в Java).
fun printSum(a: Int, b: Int): Unit {
println("сумма $a и $b равна ${a + b}")
}
Тип возвращаемого значения Unit
может быть опущен.
fun printSum(a: Int, b: Int) {
println("сумма $a и $b равна ${a + b}")
}
См. Функции.
Переменные
Неизменяемые (только для чтения) локальные переменные определяются с помощью ключевого слова val
. Присвоить им значение можно только один раз.
val a: Int = 1 // Инициализация при объявлении
val b = 1 // Тип `Int` определен автоматически
val c: Int // Указывать тип обязательно, если переменная не инициализирована сразу
c = 1 // Последующее присвоение
Изменяемые переменные объявляются с помощью ключевого слова var
.
var x = 5 // Тип `Int` определен автоматически
x += 1
Вы можете объявлять глобальные переменные.
val PI = 3.14
var x = 0
fun incrementX() {
x += 1
}
См. Свойства и поля.
Создание классов и экземпляров
Для создания класса используйте ключевое слово class
.
class Shape
Свойства класса могут быть перечислены при его объявлении или в его теле.
class Rectangle(var height: Double, var length: Double) {
var perimeter = (height + length) * 2
}
Конструктор по умолчанию с параметрами, перечисленными при объявлении класса, доступен автоматически.
val rectangle = Rectangle(5.0, 2.0)
println("Периметр равен ${rectangle.perimeter}")
Чтобы объявить наследование между классами используйте двоеточие (:
). По умолчанию классы являются финальными,
поэтому, чтобы сделать класс наследуемым, используйте open
.
open class Shape
class Rectangle(var height: Double, var length: Double): Shape() {
var perimeter = (height + length) * 2
}
См. Классы и наследование и Объекты и экземпляры.
Комментарии
Также, как любой другой популярный современный язык, Kotlin поддерживает однострочные и многострочные (блочные) комментарии.
// Это однострочный комментарий
/* Это блочный комментарий
из нескольких строк. */
Блочные комментарии в Kotlin могут быть вложенными.
/* Этот комментарий начинается здесь
/* содержит вложенный комментарий */
и заканчивается здесь. */
См. Документация Kotlin кода для информации о документации в комментариях.
Строковые шаблоны
Допустимо использование переменных внутри строк в формате $name
или ${name}
:
fun main(args: Array<String>) {
if (args.size == 0) return
print("Первый аргумент: ${args[0]}")
}
var a = 1
// просто имя переменной в шаблоне:
val s1 = "a равно $a"
a = 2
// произвольное выражение в шаблоне:
val s2 = "${s1.replace("равно", "было равно")}, но теперь равно $a"
/*
Результат работы программы:
a было равно 1, но теперь равно 2
*/
См. Строковые шаблоны.
Условные выражения
fun maxOf(a: Int, b: Int): Int {
if (a > b) {
return a
} else {
return b
}
}
В Kotlin if
может быть использован как выражение (т. е. if
… else
возвращает значение):
fun maxOf(a: Int, b: Int) = if (a > b) a else b
См. Выражение if
.
Цикл for
val items = listOf("яблоко", "банан", "киви")
for (item in items) {
println(item)
}
или
val items = listOf("яблоко", "банан", "киви")
for (index in items.indices) {
println("${index} фрукт - это ${items[index]}")
}
См. Цикл for.
Цикл while
val items = listOf("яблоко", "банан", "киви")
var index = 0
while (index < items.size) {
println("${index} фрукт - это ${items[index]}")
index++
}
См. Цикл while.
Выражение when
fun describe(obj: Any): String =
when (obj) {
1 -> "Один"
"Hello" -> "Приветствие"
is Long -> "Long"
!is String -> "Не строка"
else -> "Unknown"
}
См. Выражение when.
Интервалы
Проверка на вхождение числа в интервал с помощью оператора in
.
val x = 10
val y = 9
if (x in 1..y+1) {
println("принадлежит диапазону")
}
Проверка значения на выход за пределы интервала.
val list = listOf("a", "b", "c")
if (-1 !in 0..list.lastIndex) {
println("-1 не принадлежит диапазону")
}
if (list.size !in list.indices) {
println("размер списка также выходит за допустимый диапазон индексов списка")
}
Перебор значений в заданном интервале.
for (x in 1..5) {
print(x)
}
Или по арифметической прогрессии.
for (x in 1..10 step 2) {
print(x)
}
println()
for (x in 9 downTo 0 step 3) {
print(x)
}
См. Интервалы.
Коллекции
Итерация по коллекции.
for (item in items) {
println(item)
}
Проверка, содержит ли коллекция данный объект, с помощью оператора in
.
val items = setOf("яблоко", "банан", "киви")
when {
"апельсин" in items -> println("сочно")
"яблоко" in items -> println("яблоко тоже подойдет")
}
Использование лямбда-выражения для фильтрации и модификации коллекции.
val fruits = listOf("банан", "авокадо", "яблоко", "киви")
fruits
.filter { it.startsWith("а") }
.sortedBy { it }
.map { it.uppercase() }
.forEach { println(it) }
См. Коллекции.
Nullable-значения и проверка на null
Ссылка должна быть явно объявлена как nullable (символ ?
в конце имени), когда она может принимать значение null
.
Возвращает null
, если str
не содержит числа.
fun parseInt(str: String): Int? {
// ...
}
Использование функции, возвращающей null
.
fun printProduct(arg1: String, arg2: String) {
val x = parseInt(arg1)
val y = parseInt(arg2)
// Использование `x * y` приведет к ошибке, потому что они могут содержать null
if (x != null && y != null) {
// x и y автоматически приведены к не-nullable после проверки на null
print(x * y)
}
else {
println("'$arg1' или '$arg2' не число")
}
}
или
// ...
if (x == null) {
print("Неверный формат числа arg1: '$arg1'")
return
}
if (y == null) {
print("Неверный формат числа arg2: '$arg2'")
return
}
// x и y автоматически приведены к не-nullable после проверки на null
print(x * y)
См. Null-безопасность.
Проверка типа и автоматическое приведение типов
Оператор is
проверяет, является ли выражение экземпляром заданного типа.
Если неизменяемая локальная переменная или свойство уже проверены на определенный тип, то в дальнейшем нет необходимости
явно приводить к этому типу:
fun getStringLength(obj: Any): Int? {
if (obj is String) {
// в этом блоке `obj` автоматически преобразован в `String`
return obj.length
}
// `obj` имеет тип `Any` вне блока проверки типа
return null
}
или
fun getStringLength(obj: Any): Int? {
if (obj !is String) return null
// в этом блоке `obj` автоматически преобразован в `String`
return obj.length
}
или даже
fun getStringLength(obj: Any): Int? {
// `obj` автоматически преобразован в `String` справа от оператора `&&`
if (obj is String && obj.length > 0) {
return obj.length
}
return null
}
См. Классы и Приведение типов.