Основной синтаксис

Это подборка базового синтаксиса с примерами. В конце каждого раздела вы найдете ссылку на более подробное описание соответствующей темы.

Вы также можете изучить все основы Kotlin в бесплатном курсе Основы Kotlin от JetBrains Academy.

Определение имени пакета и импорт

Имя пакета указывается в начале исходного файла, так же как и в Java.

package my.demo

import java.util.*

// ...

Но в отличие от Java, нет необходимости, чтобы структура пакетов совпадала со структурой папок: исходные файлы могут располагаться в произвольном месте на диске.

См. Пакеты.

Точка входа в программу

В Kotlin точкой входа в программу является функция main.

fun main() {
    println("Hello world!")
}

Другая форма main может принимать массив строк String.

fun main(args: Array<String>) {
    println(args.contentToString())
}

Вывод в стандартный поток

print выводит свой аргумент в стандартный поток вывода.

print("Hello ")
print("world!")

println выводит свой аргумент и добавляет перевод строки, так что следующее, что вы выведите, появится на следующей строке.

println("Hello world!")
println(42)

Функции

Функция принимает два аргумента Int и возвращает Int.

fun sum(a: Int, b: Int): Int {
    return a + b
}

В качестве тела функции может выступать выражение. Тогда тип возвращаемого значения определяется автоматически.

fun sum(a: Int, b: Int) = a + b

Функция, не возвращающая никакого значения (void в Java).

fun printSum(a: Int, b: Int): Unit {
    println("сумма $a и $b равна ${a + b}")
}

Тип возвращаемого значения Unit может быть опущен.

fun printSum(a: Int, b: Int) {
    println("сумма $a и $b равна ${a + b}")
}

См. Функции.

Переменные

Неизменяемые (только для чтения) локальные переменные определяются с помощью ключевого слова val. Присвоить им значение можно только один раз.

val a: Int = 1   // Инициализация при объявлении
val b = 1        // Тип `Int` определен автоматически
val c: Int       // Указывать тип обязательно, если переменная не инициализирована сразу
c = 1            // Последующее присвоение

Изменяемые переменные объявляются с помощью ключевого слова var.

var x = 5 // Тип `Int` определен автоматически
x += 1

Вы можете объявлять глобальные переменные.

val PI = 3.14
var x = 0

fun incrementX() { 
    x += 1 
}

См. Свойства и поля.

Создание классов и экземпляров

Для создания класса используйте ключевое слово class.

class Shape

Свойства класса могут быть перечислены при его объявлении или в его теле.

class Rectangle(var height: Double, var length: Double) {
    var perimeter = (height + length) * 2 
}

Конструктор по умолчанию с параметрами, перечисленными при объявлении класса, доступен автоматически.

val rectangle = Rectangle(5.0, 2.0)
println("Периметр равен ${rectangle.perimeter}")

Чтобы объявить наследование между классами используйте двоеточие (:). По умолчанию классы являются финальными, поэтому, чтобы сделать класс наследуемым, используйте open.

open class Shape

class Rectangle(var height: Double, var length: Double): Shape() {
    var perimeter = (height + length) * 2 
}

См. Классы и наследование и Объекты и экземпляры.

Комментарии

Также, как любой другой популярный современный язык, Kotlin поддерживает однострочные и многострочные (блочные) комментарии.

// Это однострочный комментарий

/* Это блочный комментарий
   из нескольких строк. */

Блочные комментарии в Kotlin могут быть вложенными.

/* Этот комментарий начинается здесь
/* содержит вложенный комментарий */
и заканчивается здесь. */

См. Документация Kotlin кода для информации о документации в комментариях.

Строковые шаблоны

Допустимо использование переменных внутри строк в формате $name или ${name}:

fun main(args: Array<String>) {
  if (args.size == 0) return

  print("Первый аргумент: ${args[0]}")
}
var a = 1
// просто имя переменной в шаблоне:
val s1 = "a равно $a" 

a = 2
// произвольное выражение в шаблоне:
val s2 = "${s1.replace("равно", "было равно")}, но теперь равно $a"

/*
  Результат работы программы:
  a было равно 1, но теперь равно 2
*/

См. Строковые шаблоны.

Условные выражения

fun maxOf(a: Int, b: Int): Int {
    if (a > b) {
        return a
    } else {
        return b
    }
}

В Kotlin if может быть использован как выражение (т. е. if ... else возвращает значение):

fun maxOf(a: Int, b: Int) = if (a > b) a else b

См. Выражение if.

Цикл for

val items = listOf("яблоко", "банан", "киви")
for (item in items) {
    println(item)
}

или

val items = listOf("яблоко", "банан", "киви")
for (index in items.indices) {
    println("${index} фрукт - это ${items[index]}")
}

См. Цикл for.

Цикл while

val items = listOf("яблоко", "банан", "киви")
var index = 0
while (index < items.size) {
    println("${index} фрукт - это ${items[index]}")
    index++
}

См. Цикл while.

Выражение when

fun describe(obj: Any): String =
    when (obj) {
        1          -> "Один"
        "Hello"    -> "Приветствие"
        is Long    -> "Long"
        !is String -> "Не строка"
        else       -> "Unknown"
    }

См. Выражение when.

Интервалы

Проверка на вхождение числа в интервал с помощью оператора in.

val x = 10
val y = 9
if (x in 1..y+1) {
    println("принадлежит диапазону")
}

Проверка значения на выход за пределы интервала.

val list = listOf("a", "b", "c")

if (-1 !in 0..list.lastIndex) {
    println("-1 не принадлежит диапазону")
}
if (list.size !in list.indices) {
    println("размер списка также выходит за допустимый диапазон индексов списка")
}

Перебор значений в заданном интервале.

for (x in 1..5) {
    print(x)
}

Или по арифметической прогрессии.

for (x in 1..10 step 2) {
    print(x)
}
println()
for (x in 9 downTo 0 step 3) {
    print(x)
}

См. Интервалы.

Коллекции

Итерация по коллекции.

for (item in items) {
    println(item)
}

Проверка, содержит ли коллекция данный объект, с помощью оператора in.

val items = setOf("яблоко", "банан", "киви")
when {
    "апельсин" in items -> println("сочно")
    "apple" in items -> println("яблоко тоже подойдет")
}

Использование лямбда-выражения для фильтрации и модификации коллекции.

val fruits = listOf("банан", "авокадо", "яблоко", "киви")
fruits
    .filter { it.startsWith("а") }
    .sortedBy { it }
    .map { it.uppercase() }
    .forEach { println(it) }

См. Коллекции.

Nullable-значения и проверка на null

Ссылка должна быть явно объявлена как nullable (символ ? в конце имени), когда она может принимать значение null.

Возвращает null, если str не содержит числа.

fun parseInt(str: String): Int? {
  // ...
}

Использование функции, возвращающей null.

fun printProduct(arg1: String, arg2: String) {
    val x = parseInt(arg1)
    val y = parseInt(arg2)
    
    // Использование `x * y` приведет к ошибке, потому что они могут содержать null
    if (x != null && y != null) {
        // x и y автоматически приведены к не-nullable после проверки на null
    print(x * y)
    }
    else {
        println("'$arg1' или '$arg2' не число")
    }
}

или

// ...
if (x == null) {
    print("Неверный формат числа arg1: '$arg1'")
    return
}
if (y == null) {
    print("Неверный формат числа arg2: '$arg2'")
    return
}

// x и y автоматически приведены к не-nullable после проверки на null
  print(x * y)

См. Null-безопасность.

Проверка типа и автоматическое приведение типов

Оператор is проверяет, является ли выражение экземпляром заданного типа. Если неизменяемая локальная переменная или свойство уже проверены на определенный тип, то в дальнейшем нет необходимости явно приводить к этому типу:

fun getStringLength(obj: Any): Int? {
    if (obj is String) {
        // в этом блоке `obj` автоматически преобразован в `String`
        return obj.length
    }

    // `obj` имеет тип `Any` вне блока проверки типа
    return null
}

или

fun getStringLength(obj: Any): Int? {
    if (obj !is String) return null

    // в этом блоке `obj` автоматически преобразован в `String`
    return obj.length
}

или даже

fun getStringLength(obj: Any): Int? {
    // `obj` автоматически преобразован в `String` справа от оператора `&&`
    if (obj is String && obj.length > 0) {
        return obj.length
    }

    return null
}

См. Классы и Приведение типов.